«Профессионал — это способность анализировать и структурировать, умение применять академические знания на конкретную ситуацию. Поэтому я скорее считаю, что психологом становятся.»
Кристина, расскажите, как вы пришли в профессию?
Свой первый государственный диплом психолога я получила около 3 лет назад. За этим дипломом я шла уже осознавая, что психология — моя профессия.
До этого были многочисленные курсы, терапевтические группы, лекции и семинары, где я принимала участие как клиент. Мне было безумно интересно наблюдать не только за своими изменениями и процессами, но и за тем, как работает тренер группы и психолог.
По первому образованию я преподаватель, поэтому мне легко удавалось увидеть структуру и методологию. Проанализировав, что мое увлечение психологией длится уже много лет, интерес только усиливается, и мои знания становятся полезны окружающим — я решила, что это именно та профессия, к которой я так долго шла.
Как вы считаете, психологом рождаются или становятся?
Думаю, те кто считают себя прирожденными психологами рискуют оказаться вне профессии. Хороший специалист не берет на себя 100% ответственности за решение проблемы клиента, тем более не считает, что он обладает каким-то сверхзнанием, которого нет у обратившегося человека. Да, психолог должен обладать определенным уровнем эмпатии и сопереживания, уметь коммуницировать и находить подход, но только эти качества не сделают тебя специалистом.
Профессионал — это еще и способность анализировать и структурировать, умение применять академические знания на конкретную ситуацию. Поэтому я скорее считаю, что психологом становятся.
Как вы совершенствуете свои знания?
Сейчас я делаю это постоянно, иногда даже ругаю себя за это. Я учусь в 3 университетах, изучаю разные направления психологии. Веду свой блог в инстаграм @kristina.psychologist, пишу статьи, записываю уроки для моей онлайн школы психологии и регулярно веду вебинары. Поэтому всю информацию, которую я получаю, сразу распределяю: это пригодится в блог, это хорошо дополнит тему лекции, это просто сохраню в заметки, чтобы изучить попозже.
Самое трудное для меня — адаптировать научные знания под легкий и понятный формат инстаграма, но именно за это мне благодарны мои подписчики, простым языком я объясняю сложные психологические понятия. А вообще, даже книжку перед сном я читаю с карандашом и закладками, знаю, что эта информация скоро пригодится.
Ваши знания помогают вам в житейских и личных проблемах?
Помогают понять, что происходит. Но это совершенно не значит, что от этого мои эмоции и чувства становятся всегда правильными и положительными. Конечно, психология много дает для жизни, но не лишает тебя переживаний, неудач, разочарований.
Говорят, что у каждого психолога есть свой психолог, верно ли это? Есть ли он у вас и какую роль он выполняет?
Есть такое понятие как супервизия — это когда психолог разбирает клиентский случай с более опытным психологом. Это гарантирует клиенту объективность восприятия его ситуации.
Кстати, именно супервизия и наличие диплома могут быть хорошими критериями при выборе специалиста. Я регулярно консультируюсь с супервизором. Личная терапия — не обязательно, но я предпочитаю обращаться к своему психологу по мере необходимости.
С какими наиболее частыми вопросами к вам обращаются?
Тут очень широкий разброс. Часто приходят с одним, выясняется, что на самом деле запрос был совсем другой. Если описать портрет моей целевой аудитории, то это женщины и мужчины, 20-40 лет, проблемы в отношениях, кризисы, поиск себя и неудовлетворенность жизнью.
Так же многие обращаются с неврозами, тревогами, зависимостями — это уже психотерапевтическая работа, и это тоже входит в круг моих компетенций.
Существуют ли какие-то правила у психологов, которые они категорически не могут нарушать?
Безусловно. У нас есть Этический кодекс, утвержденный законом РФ.
Ваши подруги обращаются к вам за помощью?
Да, обращаются. Чаще всего я напоминаю о том, что мы сейчас не в кабинете психолога. Если все же возникают ситуации, которые меня просят прокомментировать (к которым я лично не имею никакого отношения), то тогда я выделяю время, скажем 20 минут, проговариваю, что сейчас это будет «по учебнику», и тогда мы можем провести такую мини сессию.
Вы встречали абсолютно счастливых людей?
Да! Чем меньше у нас потребностей, тем более счастливым ощущает себя человек. Счастливых людей много.
Что вам не нравится в вашей работе?
Меня очень беспокоит как к профессии психолога относятся в нашей стране, в том числе со стороны государства. Не нравится, что нет четкого понимания как клиенту искать своего специалиста, как ему психологу подтверждать свои компетенции. Но я верю, что в ближайшие годы этот вопрос разрешится, сейчас психология на пике популярности, значит скоро будем наблюдать изменения.
С какой самой необычной /тяжелой историей ваших клиентов вы сталкивались?
Их безумное количество. Даже когда клиент приходит не в ситуации горя, потери, а с «бытовым» запросом, мы добираемся до очень глубинных переживаний. Мы столько всего блокируем и сдерживаем, что, оказавшись в клиентском кресле, где есть принятие и понимание, — уже не можем остановиться. Психотерапия именно так и работает — в кабинете психолога ты можешь ярко проживать все свои эмоции. Каждая история полна боли, нелюбви, неясности.
Какие у вас планы на ближайшие десять лет?
Грандиозные. Я развиваюсь в профессии как психолог, запускаю онлайн школу и много учусь. В ближайшее время, думаю, напишу книгу, уже чувствую в себе силы и достаточное количество знаний.
Пока не знаю как, но я точно буду участвовать в процессе внедрения грамотной психологии в массы. Сейчас я общаюсь с несколькими депутатами гос думы, которые поднимают психологические проблемы: насилие в семье, разрушенный институт брака, проблемы в структуре образования. Почти каждый вопрос, который решает государство для своих граждан, имеет психологическую основу. Думаю, именно молодые специалисты смогут вывести психологию на уровень обязательных и нужных знаний для каждого.
Ах, да! В ближайшие годы я еще планирую выйти замуж и родить троих прекраснейших детишек.