Игорь Сикорский: рожденный летать

Памятник Игорю Сикорскому Киев Украина

Если бы в дореволюционной России существовала традиция соблюдать семейные династии, то появившийся на свет в Киеве в 1889 году Игорь Сикорский не стал бы выдающимся авиаконструктором. Его родители были медиками, отец был широко известен как психиатр, и профессором Киевского университета. Матушка, хотя и получила медицинское образование, но занималась исключительно семьей: пять детей, среди которых Игорь был младшеньким, требовали присмотра.

В том случае, если бы Сикорский-младший решил бы пойти по стопам родителей, возможно, что из него получился бы неплохой врач, но у мальчишки тяги к медицине не было. Да тут еще свою роль сыграла и мама, которая в детстве, по его собственным воспоминаниям, рассказывала ему о том, как знаменитый итальянский живописец Леонардо да Винчи пытался соорудить на стыке 15 и 16 веков летательный аппарат собственной конструкции. В итоге Игорь занялся конструированием самолетов и вертолетов, а позже смог создать свой бизнес в этом направлении. Но уже не в России, а в Соединенных Штатах.

Недолгая дорога к мечте

Родители не мешали увлечению сына, а потому, определяющим для юного Игоря стало поступление в Киевский политехнический институт в 1907 году, где к тому времени уже подобралась целая компания сверстников и преподавателей, грезивших о воздухоплавании. С этого момента судьба Сикорского была уже предрешена.

Но это было очень непростое для России время: страна стремительно продвигалась к будущим революционным потрясениям, студенчеству было не до учебы, и Сикорский-младший предпочел на время бросить институт и побывать во Франции и Германии, где консультировался у ведущих авиаспециалистов этих стран. Там же он приобретает двигатель и некоторые другие детали для своих будущих летающих конструкций.

Любопытно, что поначалу Игорь Иванович мечтал построить вертолет, но его первая модель никак не могла подняться в воздух, вторая попытка завершилась уже относительно успешно. Вертолет был способен взмыть в небо, но только без пилота. Выходить на рынок с этим несовершенным детищем было рано, и Сикорский решил до поры до времени плотно заняться строительством самолетов. Тем более, что к тому моменту он уже обзавелся дипломом пилота Императорского аэроклуба.

Тогда-то на свет и появились первые самолеты, скромно обозначенные начальной буквой фамилии создателя: сначала С-2, затем и все остальные модели с возрастанием по части цифр. Все это завершилось созданием сначала четырехмоторного самолета, впоследствии окрещенного «Русским витязем», а затем и знаменитого «Ильи Муромца», обладавшего такой грузоподъемностью, которая мало кому снилась из коллег Сикорского в других странах. Его особенность была еще и в том, что могучий «Муромец» мог быть еще и гидросамолетом и благодаря поплавкам был способен приводняться. Государь Николай II внимательно следил за творчеством молодого авиаконструктора и даже преподнес ему в дар именные часы.

Казалось бы, вот оно, звездное время для Сикорского, но тут грянула Октябрьская революция-1917 и, год спустя, конструктор уже не колебался: с большевиками ему было не по пути, а потому выход был один – эмиграция.

Открытие Америки

Революционные потрясения в России, когда власти стало уже не до самолетостроения, заставили Сикорского задуматься, в какой иной стране продолжать заниматься любимым делом. Сначала выбор пал на Францию, где ранее он уже поучаствовал в проектировании и строительстве чего-то похожего на его «Муромца».

Но и Париж после окончания Первой мировой свернул активность по разработке новых самолетов, и тогда взгляд Сикорского обратился к Соединенным Штатам, где интерес к созданию самой современной авиации, как военного, так и гражданского назначения, только набирал обороты. Проблема была одна, но очень существенная: у Сикорского не было средств. Пришлось даже потрудиться учителем в школе, чтобы заработать на хлеб насущный.

Но Сикорский не был бы Сикорским, если бы быстро не приспособился к новым реалиям. В нем проснулся дух предпринимательства, и он оказался еще и отличным организатором. Это вокруг него быстро сложился круг эмигрантов, бывших соотечественников из России, которые на своей бывшей родине были так или иначе связаны с авиацией.

Бизнес, который затеял Сикорский с единомышленниками, начинался с нуля. Первый биплан S-29, который был собран конструктором в Штатах, создавался в помещении обычной фермерской хозяйственной постройки. Таким образом был дан старт новой компании самолетостроения, которую назвали по имени ее лидера: «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн».

Это был успех, но только первоначальный, и обольщаться им не стоило. Нужно было одно: развивать фирму и утверждаться на рынке. Тем более, что S-29 в кратчайшие сроки покорил не только США, но и Европу. О Сикорском и его компании заговорили: лучшего для авиаконструктора придумать было сложно.

Дана команда: на взлет!

Профессия авиаконструктора достаточно рискованна в плане ведения бизнеса. Но в том-то и заключался характер президента компании «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн», что риска он совершенно не страшился, а отдельные неудачи (как же без них) лишь укрепляли решимость россиянина доказать: в своем деле – он лучший.

Один за другим из конструкторского бюро Сикорского выходят все новые модели самолетов – от С-31 до С-34, а также амфибии, пассажирские одномоторники, и кое-что, предназначенное уже для военной авиации.

Новым шагом вперед стала разработка тяжелых самолетов-амфибий, способных перевозить до десяти пассажиров. В кратчайшие сроки конструктору удалось создать практически целый флот таких амфибий, а после того, как в 1931 году друг и единомышленник Сикорского Чарльз Линдберг перелетел на «Американском клипере», как окрестили этот самолет, из Штатов до Панамского канала, Игорь Иванович продолжил его совершенствовать. В итоге родились и военные модификации таких самолетов.

К тому времени у компании уже появилось еще одно свое предприятие в Коннектикуте. Это развязало Сикорскому руки, и он наконец-то смог вернуться к своей мечте: сконструировать самый современный вертолет. Этим он и занимался последние десятилетия своей жизни. Итогом этих поисков стала двухместная машина S-47, которая сослужила союзникам добрую службу на фронтах Второй мировой.

После этого компания Сикорского вновь обрела самостоятельность, а все более совершенные модели вертолетов появлялись на свет. Особую популярность получил S-51, предназначенный для различного рода спасательных операций. А лебединой песней конструктора стал вертолет S-65, использовавшийся военными для переброски десантников.

Из жизни Игорь Иванович ушел в почтенном возрасте – 83 года, а до этого оставался в своей фирме в качестве советника, а также увлекся написанием философских и богословских трактатов. И все же, для всего мира Сикорский был и остался в памяти одним из самых выдающихся авиаконструкторов своего времени. А для начинающих предпринимателей – образцом ведения и продвижения бизнеса, пусть и такого нетрадиционного.

Алексей Моргун


Также читайте:
>>> Джефф Безос и его невероятный успех
>>> Дональд Трамп – бизнесмен, ставший политиком
>>> Сэм Уолтон: портрет бизнесмена в интерьере его биографии

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии